Новости

Апдейт рынка транспортной логистики: Март 2025

Апдейт рынка
Март традиционно является важным периодом для логистики, поскольку после новогодних праздников в Азии восстанавливаются объемы перевозок, а сезонный спрос начинает набирать обороты. В этом выпуске мы рассмотрим ключевые изменения на рынке грузоперевозок, текущие тарифные тенденции и прогнозы на ближайшие месяцы. Также уделим внимание глобальным изменениям, которые могут повлиять на логистические процессы.
Встречаем весну, а также делимся новостями и оценками нашего главного торгового и логистического маршрута на март. Текущая тенденция – ощутимое снижение количества грузов из Китая. Исторически, после Китайского Нового года, первые несколько недель были периодом затишья. Требуется время, чтобы объем грузоперевозок вновь вошел в привычное русло и вернулся к привычным объемам. Не совсем ожидаемо данный период затянулся, как и резкое снижение курса доллара в конце февраля, которое к концу месяца достигло 14%. Наши импортеры подтвердили, что ситуация вызвана, в том числе, тем, что многие из них закрывали свои потребности в товарах с запасом к концу 2024 года и перед Китайским Новым Годом. Пока они могут себе позволить закупать минимальное количество товаров или вообще обойтись без новых поставок. Исключение – сезонные товары, например, новые весенние коллекции для дам. С наступающим!
В свою очередь, аналитики объясняют этот тренд переизбытком товаров, которые были завезены в конце прошлого года под риски увеличения ключевой ставки ЦБ и роста доллара до 110+ ₽. Как видно теперь, эти риски не оправдались, но последствия привели к существенному снижению товарооборота, его рост планируется только после марта или апреля.
С другой стороны, перевозчики ощущают очень большую обеспокоенность в связи с дефицитом грузов, что отражается в первую очередь в тарифах на их услуги, которые снижались последние недели. Данная тенденция сохранится, как минимум, до середины марта, но возможно, что и далее тарифы продолжат снижаться в прямой зависимости от количества грузов.

Прямой морской сервис из ЮВА

  • Достаточно предложений по морской доставке в Санкт-Петербург и Новороссийск на фоне снижения цен в среднем на 10 и более процентов. Расписание выполняется стабильно, места на судах с выходами в середине-конце марта в наличии.
  • У нас весна, но зимняя надбавка продолжает действовать.
  • Известно расписание выходов основных линий вплоть до конца марта, средние сроки доставки остаются на прежнем уровне и составляют до 50 дней. Трансшипмент через Индию и Турцию, естественно, дольше – до 60 дней. Для тех, кто интересуется непрямыми маршрутами, индекс надежности расписания глобальных линий не улучшился по сравнению с 2024 годом, и составляет на данный момент около 52%. Среднее время опоздания – около 5 дней, и Maersk опять самый надежный с индексом 55%.
  • Продолжаем февральскую тему маршрута через Красное море, пока без оптимизма. Согласно публичным отраслевым опросам, более половины участников рынка контейнерных перевозок не ожидают полного возобновления работы Суэцкого канала до начала 2026 года.
  • Вместе с коллегами, не можем обойти вниманием тревожные новости о серьезных проблемах у судоходной линии E-Line. Их судно Xin Long Yun 66, которое вышло из Китая в сентябре 2024 года, сначала столкнулось с проблемой страховки военных рисков, а теперь стоит в Дании и никак не может выйти в направлении Санкт-Петербурга. Причина — долги перед судовладельцем. Даты выхода появляются в расписании, исчезают и появляются новые, и так уже месяц. Возможно, у линии есть повод для оптимизма, но мы его не разделяем.
  • Для любителей провести расслабляющий отпуск в Турции сообщаем, что море еще холодное, пляжи пустынны, зато проблемы с перевалкой контейнеров в Мерсине из-за проводимых силовыми структурами операций на территории порта, которые потрясли общественность месяцем ранее и парализовали работу портовых служб и таможни, в принципе, разрешились. Траффик нарастает, можно планировать маршруты и получать хорошие ставки.
  • PortNews сообщает, что Усть-Лужский контейнерный терминал принял судно нового регулярного контейнерного сервиса, который связал Санкт-Петербург и Усть-Лугу с портами Шри-Ланки, Индии и Китая. Оператором судна Stonewell Glory вместимостью 3,5 тыс. TEU выступает компания M-Line. Мы рады, но пока еще не пробовали.
  • А еще СМИ сообщают, что правительство Индии обсуждает создание национального контейнерного перевозчика Bharat Container Line, флот которого на начальном этапе составит около 100 контейнеровозов. Вздрогнул ли Китай, пока не известно. Предположим, их ответом может быть постановка на СМП до 10 контейнеровозов ледового класса до конца 2025 года.
  • С 28 февраля Южная Корея отменяет необходимость специальных разрешений на экспорт медицинского оборудования в РФ. Теперь для экспорта достаточно стандартных документов. Поехали!?

Прямой железнодорожный сервис из ЮВА

  • Самое ощутимое снижение тарифов произошло на прямом ЖД сервисе из КНР в РФ. В зависимости от станции отправления, тарифы на март снизились на 17-20% в сравнении с февралем. Это не аттракцион невиданной щедрости, а обусловлено тем, что ЖД операторам в Китае необходимо сохранить ранее заявленный объем контейнерных поездов на март, чтобы Китайская железная дорога продолжила выделять для них гарантированное количество поездов на будущие периоды. Отказ от согласованных поездов приведет к тому, что оператор может не получить необходимую ему квоту на следующий период, и операторы готовы осуществлять перевозки без профита или иногда в небольшой минус.
  • В зависимости от станции выхода, задержки в отправлении поездов могут составлять от 2 до 5 дней. Крупные станции - Сhongqing, Chengdu, Shenyang — до 3 дней. В целом, это стандартная рабочая ситуация. Текущие средние транзитные сроки станция-станция на уровне 26-28 дней.
  • Объявление конвенций на станциях Московской железной дороги продолжается. Новая – на погрузку на станции Ворсино, теперь с 1 по 10 марта. Стояли, стоим и будем стоять, скорее всего и дальше.
  • Сроки пересечения основных погранпереходов: Забайкальск – 7-10 дней, Алашенкоу – 5-8 дней, Эрлянь – 14-17 дней.

Мультимодальный сервис из ЮВА через Дальний Восток

  • В виду отсутствия большого грузопотока, ситуация с постановкой на ЖД после выгрузки в порту остается хорошей и в среднем составляет до 10 дней для Москвы и Санкт-Петербурга.
  • Ставки фрахта продолжают снижаться, как в морской, так и в железнодорожной части, подтверждая общий тренд. Большинство операторов опубликовали тарифы и расписание до середины марта и ожидают, что ситуация с грузами исправится, поэтому не предлагают длительную фиксацию, при этом они все также открыты к обсуждению «спецусловий» для нового бизнеса и при наличии объемов. Дело за малым – найти этот новый бизнес.
  • Продолжает расширяться география портов, в которые осуществляют судозаходы крупные перевозчики. Например, в феврале в географию оператора Fesco добавились порты: Пасир Гуданг (Малайзия) и Кванъян (Южная Корея).
  • По нашим наблюдениям, проблема с брошенными поездами практически сошла на нет, транзитные сроки вернулись в норму и составляют порядка 35-40 дней из основных портов Китая до Москвы.

Новости глобальных рынков

  • По мировому объему грузооборота тремя крупнейшими линейными компаниями за 2024 год являются: Mediterranean Shipping (6,3449 млн TEU или 20,10%), Maersk Line (4,4286 млн TEU или 14,03%) и CMA CGM (3,8472 млн TEU или 12,19%). Для сравнения - грузооборот группы Fesco, которая занимает первое место по объемам морских внешнеторговых отправок в Россию – 0,62 млн TEU.
  • Тарифы глобальных морских операторов на доставку грузов с Дальнего Востока в Северную Европу и США с начала января снизились на 20% и 14% соответственно. На это также повлияло в первую очередь празднование Лунного Нового года на Дальнем Востоке, где традиционно наблюдается замедление контейнерного экспорта в этот период. Аналитики также ожидают, что в случае полного прекращения огня между Израилем и ХАМАС и возврата некоторых морских перевозчиков на маршрут через Красное море и Суэцкий канал, тарифы снизятся еще существеннее. Возможно, вернутся на докризисный уровень или даже ниже.

Китай

  • В связи с Китайским новым годом объем перевозимых грузов авиатранспортом на направлении Китай – Россия в феврале заметно сократился. Снижение спроса привело к отмене многих грузовых рейсов, к примеру, из аэропортов URC и EHU. Кроме того, грузовые перевозчики поставили часть бортов на техническое обслуживание.
  • Сокращение провозных емкостей на грузовых рейсах создало большую нагрузку на пассажирское авиасообщение. Особенно критично это проявилось в период увеличенного пассажиропотока, когда туристы из Китая в период праздников активно посещали Россию и из-за увеличенной загрузки багажа, коммерческие партии грузов ожидали вылета на 2–3 дня из аэропортов Китая. Эта ситуация не позволила серьезно снизиться тарифам в низкий сезон, которые остаются на уровне января 2025.
  • Для грузов +1000 кг тариф составляет в среднем 23–25 CNY/кг для пассажирских рейсов и 25–27 CNY/кг для грузовых.
  • До восстановления регулярного потока авиационных грузов и стабилизации расписания грузовых самолетов отправка пассажирскими рейсами остается наиболее стабильным и предсказуемым решением для авиаперевозок из Китая в Россию.

Турция

  • Вместе с российскими туристами мы с нетерпением ожидаем начала сезона в Турции. На текущий момент на направлении Турция – Россия остро отмечается недостаток провозных емкостей для паллетизированных грузов. Связано это с тем, что все пассажирские авиакомпании, которые обеспечивают прямое авиасообщение между странами, перешли на узкофюзеляжный тип бортов.
  • Широкофюзеляжные самолеты в расписании есть только у Турецких авиалиний, которые предъявляют серьезные номенклатурные ограничение к отправляемым грузам.
  • Транзитные рейсы переполнены, что влечет рост тарифов и увеличение транзитных сроков. С началом сезона авиакомпании сменят как тип бортов, так и поставят рейсы в туристические направления, которые также активно используются для отправки грузов. Пока решением является заблаговременное бронирование и авто доставка для крупных партий груза.
  • Ориентировочный тариф составит 3–3,5 USD за килограмм груза.

Объединённые Арабские Эмираты

  • В отличие от Турции ситуация на направлении Дубай – Москва пока стабильна.
  • Пассажирские авиакомпании предлагают достаточное количество провозных емкостей и крайне привлекательные тарифы в диапазоне 3,5–4 USD/кг, особенно для непаллетизированных грузов.
  • Грузовые самолеты осуществляют рейсы на чартерной основе, это значит, что отсутствует их закрепленное расписание, что может осложнять отправку негабаритных и опасных грузов.

Индия

  • На индийском направлении также без изменений. Тарифы на прямые рейсы продолжают оставаться стабильно высокими в связи с недостатком прямого авиасообщения 3,5 - 4 USD/кг.
  • Основной объем грузов перевозится транзитными рейсами. Выбор перевозчика зависит от номенклатуры перевозимого груза и его объема.
  • Для небольших грузов хорошим решением являются регулярные рейсы на узкофюзеляжных самолетах через Дубай.
  • Для более крупных партий возможен транзит через Стамбул, Ташкент, Аддис-Абебу.

Китай

Сейчас наиболее благоприятная ситуация для грузовладельцев для организации перевозки грузов автотранспортом – в феврале ставки достигли минимальных значений.
  • При транзите через Казахстан основными переходами являются Алашанькоу, Бахты, Хоргос, Майкапчагай. Наиболее загруженными являются Хоргос, Алашанькоу, при планировании перевозки через них, нужно заблаговременно бронировать электронную очередь на въезд. Само прохождение границы занимает 1-2 дня.
  • Так же в феврале из-за погодных условий на короткие промежутки времени перекрывали некоторые участки дорог, сильно на транзитном времени это не отразилось.
  • Основной переход между РФ и Китаем – Манчжурия/Забайкальск. Очередь на прохождение границы 1-2 дня. Преимуществом данного перехода является беспрепятственный транзит грузов 84 группы товаров.
  • Ориентировочная стоимость на тент по маршруту Шанхай – Москва составит 8500 USD.

Европа

  • Стоимость перевозки в тентованных полуприцепах стабильна, на протяжении месяца цены не меняются. Например, фура из Германии до Москвы будет стоить 4000 EUR.
  • Что не скажешь о грузах, требующих поддержания температурного режима. Такие перевозки наиболее сейчас наиболее востребованы, отчасти из-за ввоза цветов в преддверии праздника.
  • Очередей на пограничных переходах нет.

Полезно знать!

  • Стоит отдельно обратить внимание на ситуацию вокруг внутрироссийских перевозок, поскольку последнюю милю еще никто не отменял. Многие крупные игроки этого рынка отмечают, что рост стоимости ГСМ, увеличение лизинговых платежей на 30 процентных пунктов, удорожание утилизационного сбора на 75-80% в годовом выражении, может привести к банкротству многие транспортные компании, что повлечет за собой дефицит транспортных средств. Как следствие, все это придет к тому, что тарифы на внутрироссийские перевозки могут вырасти на 25% в 2025 году.
  • Знаменитый карнавал в Рио-де-Жанейро в этом году проходит с 28 февраля по 8 марта. А прием заявок по специальной программе господдержки при транспортировке по международным транспортным коридорам в страны Латинской Америки и Африки, по сообщениям центральных новостных каналов, начался 28 февраля. Логистические компании смогут получить компенсацию за предоставляемые ими скидки на перевозку промышленной и сельскохозяйственной продукции, сообщает Российский экспортный центр. Если что, мы знаем, где находятся Латинская Америка и Африка, и как туда доплыть или долететь 😊