Новости

Апдейт рынка транспортной логистики: Ноябрь 2025

2025-11-05 12:00 Апдейт рынка
Чем нам надолго запомнится октябрь?

Однозначно, Великим стоянием на китайско-казахской и российской границе, которое, как и Великая китайская стена, казалось, будет вечным. Но, 24 октября вышел Указ Президента Российской Федерации № 778 "Об особенностях таможенного регулирования на российско-казахстанском участке государственной границы Российской Федерации", и жизнь понемногу стала налаживаться. Маршрут, который недавно был категорически избегаем всеми, снова рассматривается с надеждой как одна из рабочих опций доставки грузов с приемлемым соотношением цена-качество.

Вместе с тем, драматические события с недельными простоями в автомобильном и железнодорожном сообщении развернули грузовладельцев и производственников к мысли о JIT, то есть насколько рискованно сейчас использовать технологию цепочек поставок Just In Time для критических секторов производства и снабжения, ограничиваясь небольшими (до двух месяцев) запасами товаров и сырья. Да, видимо не стоит. Конечно, в безвыходной ситуации и при определенных условиях выручали авиаперевозки, которые, к слову, WELLGO всегда готова предложить своим клиентам, и о них мы обновим информацию ниже.

Второе – очередной, 19-й пакет антироссийских санкций, который серьезно, на этот раз, коснулся, в том числе, и логистической отрасли. В сфере международных расчетов это ВТБ Шанхай и Казахстан, платежные системы A7A5 и Payeer, из крупных логистических операторов – Транзит, Дальневосточное Морское Пароходство (FESCO) и др. FESCO сразу же выступил с заявлением о том, что все сервисы компании продолжают работать в штатном режиме, а санкции Евросоюза существенно не повлияют на основную деятельность группы, которая сосредоточена на внешнеторговых контейнерных перевозках с дружественными государствами.

Наконец, о приятном - 17 октября 2025 года в Москве, в отеле Hyatt Regency, при поддержке WELLGO состоялось главное событие этого года в области фармацевтикой логистики и качества - VII Конференция «Логистика лекарственных средств», на котором Наталья Бочкова, наш Генеральный директор, выступила с обзором текущего состояния рынка международной логистики.

А теперь, к основным новостям и прогнозам на ноябрь.

Прямой морской сервис из Юго-Восточной Азии

Cтавки из портов Китая на Санкт-Петербург, Калининград и Новороссийск пока остаются неизменными, что выглядит позитивно, особенно на фоне практически двукратного роста морских тарифов на Дальнем Востоке.

При этом, во второй половине ноября ожидать повышения тарифов стоит. Основными причинами роста будут низкая оборачиваемость контейнеров, зимняя надбавка, увеличение сезонного спроса.
  • С середины ноября на морских маршрутах в SPB и KGD будет взиматься зимняя надбавка. Исходя из опыта прошлых лет, она составляет около 250 долларов США за TEU.
  • Оборудование в наличии.
  • Расписание стабильно, но наличие мест необходимо проверять до размещения букинга.
  • Дефицит мест на первую половину ноября.
  • Порты Санкт-Петербурга и Новороссийска работают в штатном режиме.
  • По итогам января-сентября 2025 грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга составил – 1,07 млн. TEU, а порта Новороссийск - 827 тыс. TEU.
Новости:
  • FESCO в декабре текущего года планирует запустить регулярную морскую линию, соединяющую Санкт-Петербург с портами Бразилии. Новый сервис будет работать по маршруту: Санкт-Петербург – Сантос – Паранагуа – Итапоа – Рио-Гранде – Санкт-Петербург. Обслуживать новую линию будут два контейнеровоза вместимостью 1,7 тыс. TEU каждый.
  • После успешного первого рейса судна Istanbul Bridge, прошедшего по СМП из Нинбо-Чжоушань в британский порт Феликстоу за 20 суток, китайский оператор Haijie Shipping (Sealegend) планирует на следующий год уже 16 регулярных арктических рейсов. Прибытие Istanbul Bridge в Европу задержалось на два дня из-за неблагоприятных погодных условий в Северном море и забастовки в порту Роттердам. Арктическая же часть маршрута прошла без неожиданностей и задержек.

Прямой железнодорожный сервис из Юго-Восточной Азии

Ситуация с необходимостью актуализации тарифов на каждый поезд сохраняется, в целом они растут. Пока повышения небольшие, но стоит ожидать дальнейшего роста.

Места на поездах есть, так как многих грузовладельцев беспокоят задержки сервиса, а к концу года далеко не все готовы к подобным рискам. Но, для уверенной фиксации тарифа и гарантии мест, букинг все равно лучше осуществлять за пару недель.

Очередь на досмотры в Казахстане стала меньше, новые поезда проходят границу за 10-12 дней. Старые, отставленные на досмотр грузы, не пропускаются вперед, а ожидают своего «окна». Больше всего пострадали поставки, которые вышли в конце сентября-середине октября.

Быстрее всего границу с Казахстаном сейчас проходят непубличные поезда, а также Express поезда.

Список основных товаров, которые попадают на досмотр в Казахстане прежний: оборудование и детские товары, средства личной гигиены, товары, которые попадают под СКК и СГР.

Тем, кто желает гарантированно, до новогодних праздников, успеть привезти груз в Россию, мы предлагаем выбирать маршрут через Забайкальск.
  • Текущий уровень тарифов сохраняется на уровне от 4500 до 5500 USD («станция-станция») в зависимости от станции отправления в Китае.
  • Необходимо проверять тарифы на каждый конкретный поезд.
  • Задержек по выходам официально нет.
  • Станции Московского ЖД узла работают на прием в штатном режиме.
Сроки пересечения основных погранпереходов:
  • Забайкальск – 10-12 дней
  • Алашанькоу – 10-12 дней (при условии, что поезд не попадает на досмотр)
  • Эрлянь – 7-10 дней

Мультимодальные перевозки через Дальний Восток

Порт Владивосток по итогам трех кварталов 2025 года, несмотря на снижение объемов перевалки, снова занял лидирующее место в рейтинге контейнерных портов России, перевалив по итогам января-сентября 1,08 млн TEU (-10% год к 2024 году). На ситуацию сильнее всего повлияла остановка линии STF (линия Трансконтейнера), большой объем грузов перераспределился по другим перевозчикам. Следствием стали частичные овербукинги и тарифные изменения у ряда конкурирующих линий. Из неудобств, часть грузов STF находится в порту Находки без релиза, другая - на рейде без выгрузки, а остальное выгружено в портах Кореи и Китая и будет вывозиться другими линиями.

В октябре под санкции попали юридические лица группы FESCO и Транзит, хотя заявления операторов по ситуации не выглядят пессимистичными. Если проблемы и будут проявляться, то со временем, поскольку у обеих компаний есть собственные суда, которым, например, могут отказывать в обслуживании на каких-либо азиатских терминалах.
  • В среднем, тарифы с конца лета выросли почти в два раза на 40’, в меньшей степени на 20’.
  • Ощутимого дефицита оборудования нет, редко наблюдается точечный у отдельных линий.
  • Расписания и сроки доставки не нарушаются.
  • Места – есть тренд на овербукинг до середины месяца.
  • Ограничений и конвенций на станциях Московского ЖД узла нет.
  • Общие ожидания на направлении – постепенное повышение тарифов, овербукинг и дефицит мест на судах.
Во Владивостоке/Находке сроки постановки на ЖД составляют:
  • до Москвы – 5-7 дней
  • до Санкт-Петербурга – 7-10 дней
  • другие регионы – 10-12 дней

Морские сервисы в другие регионы

Турция

  • Импортные тарифы остаются на низком уровне, на некоторых линиях тарифы на условиях FIFO: 100 USD/20DC и 200 USD/40HC.
  • Проблем с оборудованием нет.
  • К перевозке принимаются: опасные грузы, SOC контейнеры, танк-контейнеры, реф-контейнеры.
  • Задержек в расписании или роллингов нет.
  • Перевозчики продолжают отмечать нехватку грузов, что поддерживает низкие тарифы.

Объединенные Арабские Эмираты

  • На ноябрь сохранились тарифы предыдущего периода.
  • Дефицита оборудования нет.
  • Порт Джебель Али работает в штатном режиме, при этом агентами отмечается возможный рост тарифов в преддверии новогоднего ажиотажа.
  • Ротаций и рейдов нет.
  • В экспортном направлении из РФ сохраняется овербукинг.

Индия

  • Индийские порты остаются перегруженными.
  • Нет дефицита оборудования, ротаций и рейдов, все сервисы работают в штатном режиме.
  • На экспортном направлении из РФ в Индию все также присутствует овербукинг, новые букинги принимаются на вторую половину ноября.
  • В экспорте из Индии в Россию по-прежнему преобладают: фарм ингредиенты, опасная и неопасная химия для фарм индустрии и химического производства (лаки, краски и т.п.).

Китай

Вторая половина октября показала рост тарифов из Китая, обусловленный несколькими факторами:
  • Традиционное сезонное увеличение спроса на авиафрахт
  • Double 11 e-commerce festival- как следствие, увеличение объема грузов сектора e-comm
В настоящий момент, уровень тарифов с бронированием на рейсы за 10-12 дней до даты вылета составляет:
  • Регулярные пассажирские рейсы: 30 CNY+.
  • Регулярные грузовые рейсы: 23-25 CNY.
  • Нерегулярные чартерные рейсы: 19-21 CNY.
По прогнозам, рост тарифов на авиафрахт будет продолжаться еще как минимум в течение первых двух недель ноября.
Новости:
  • Хорошей новостью октября стало то, что в этом году пассажирские авиакомпании, с переходом на зимнее расписание, вопреки прогнозам, не делают замен типа ВС (с широкофюзеляжных на узкофюзеляжные) и не уменьшают частоту полетов, в отличие от прошлого года. Более того, частота только увеличивается. Причина - рост пассажиропотока между Китаем и Россией в связи с отменой виз для россиян с 15 октября.
  • Объем провозных ёмкостей увеличился: на 15% по сравнению с ноябрем прошлого года и на 6% по сравнению с прошлым месяцем

Турция

Турция привлекательна для российских туристов круглый год. Однако, бархатный сезон подходит к концу. Авиакомпания Аэрофлот анонсировала переход на зимнее расписание с 1 ноября и замену ВС на узкофюзеляжные в Анталию. Авиакомпания Southwind по-прежнему выполняет рейсы из Анталии на больших бортах, по предварительной информации до середины ноября.
  • Тарифы на эти рейсы стабильно держатся на уровне 1,25-3 USD/кг.
  • Прямое авиасообщение между Турцией и Россией активно поддерживается многочисленными рейсами Turkish Airlines, в настоящий момент выполняется 7 рейсов в день.

Объединенные Арабские Эмираты

Ситуация с емкостью из ОАЭ сейчас очень благоприятная c возобновлением прямых широкофюзеляжных пассажирских рейсов авиакомпании Аэрофлот и UTAIR. В общей сложности, на этих рейсах доступны до 112 тонн для коммерческой загрузки еженедельно.
  • Тарифы на этих опциях составляют 3,45-3,85 USD/kg для генерального груза и 4,2-4,50 USD для грузов со встроенными батарейками ELI.
  • Доступны рейсы на небольших пассажирских бортах, поэтому небольшие грузы в коробах можно перевезти авиа по очень привлекательным тарифам. Чартерная программа в настоящий момент выполняется с частотой раз в 2 недели.

Индия

Высокий туристический сезон начался на Гоа - популярном курорте среди туристов всего мира. В связи с этим, авиакомпания Аэрофлот возобновила полеты на этом направлении с частотой 3 раза в неделю на широкофюзеляжных ВС. Таким образом, опций прямого авиасообщения между Индией и Россией стало больше: прямые рейсы Аэрофлота выполняются из Дели и Гоа, а из Мумбая с частотой раз в неделю выполняется грузовой рейс авиакомпании Волга-Днепр. Кроме этого, из Индии в Россию выполняются многочисленные транзитные рейсы других авиакомпаний. Важно: возможность перевозки на этих рейсах проверяется в каждом конкретном случае из-за введенных ограничений.
  • Тарифы на перевозку груза авиатранспортом из Индии в настоящий момент находятся в диапазоне от 2,8 до 3,6 USD/kg.

Китай

Общая тенденция – рост спроса на данный тип перевозок и рост тарифов, связанный с ним.

На фоне катастрофических заторов в Казахстане в октябре, грузопоток переместился на Забайкальск. На фоне растущего спроса машины закрываются быстро, есть дефицит транспорта. Большинство авто рейсов распланированы до середины ноября.

Тарифы крайне волатильны, меняются практически ежедневно, бронирование обязательно осуществлять заранее, цены проверять. Основная проблема маршрута в Забайкальске – получить слот/бронь на заезд в Китай. Транспорт скапливается с российской стороны, поэтому есть задержки при перегрузке. При этом, саму границу можно пройти за 1-2 дня.

Постепенно начинает улучшаться ситуация в Алашенкоу, после серьезных заторов, вызванных массовыми досмотрами. Срок заезда на склады перегрузки сейчас составляет 4-6 дней, пройти границу удается за 1-2 дня.
  • Средняя стоимость по маршруту Шанхай – Казахстан – Москва – 9000-10000 USD/тент.
  • Средняя стоимость по маршруту Шанхай – Манчжурия – Москва – 11000-13000 USD/тент.

Европа

Литва вновь закрыла границу с Беларусью: пока временно закрыты пункты пропуска «Шальчининкай» и «Мядининкай», теперь уже до 1 декабря. Водители сталкиваются с длительным ожиданием: в электронной очереди уже почти 1600 грузовиков и около 420 легковых автомобилей, часть вынуждена разворачиваться и покидать маршрут в виду растущих негативных ожиданий полного перекрытия с ноября. Причиной закрытия называют несанкционированные пролеты в литовское воздушное пространство метеозондов с контрабандой из Беларуси.
Начавшееся противостояние между США и Китаем из-за роста портовых сборов негативно влияет на бизнес COSCO. Во флоте COSCO есть суда, которые частично принадлежит американским инвесторам, поэтому они попадают под ограничения обеих сторон одновременно Неделя уже принесла COSCO Shipping убытки на более чем $42 млн. Дополнительные сборы обе страны ввели 14 октября. Часть убыточных рейсов была отменена. Однако, все меняется на глазах. Есть информация, что Дональд Трамп и Си Цзиньпин договорились временно отменить взаимные портовые сборы с судов двух стран.

Мы продолжим следить за значимыми событиями в мире логистики. Ноябрь пройдет быстро. Остаемся на связи!