Мнение эксперта WELLGO о текущем состоянии рынка международных железнодорожных перевозок на китайском направлении и ценности экспертизы при принятии выборе логистического решения.
В ноябре, как и ожидалось, РЖД анонсировали повышение тарифов на грузовые перевозки с 1 декабря 2024 года. Вопрос урегулирован с ФАС и заинтересованными ведомствами, рост составит 13,8%. Также сообщается, что в дальнейшем предусматривается точечная индексация отдельных тарифов на определенные категории грузов, которая объясняется поэтапным сокращением ранее предоставленных преференций. В частности, это касается тарифов на перевозки контейнеров. Тарифы могут дополнительно вырасти на 5%, причем такое повышение ожидается стать ежегодным.
При этом, объем железнодорожных перевозок контейнеров также растет. За 10 месяцев 2024 года он вырос на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 6,5 млн TEU. Всего в контейнерах перевезено 68,4 млн тонн грузов (+9%).
На этом фоне, под конец года у грузовладельцев растет обеспокоенность по поводу выполнимости обещаний осуществлять эффективную доставку товаров своим контрагентам в пиковый сезон.
Чтобы обеспечить бесшовную логистику, отвечающую ожиданиям грузовладельцев, профессиональный экспедитор регулярно сканирует логистический ландшафт для идентификации внешних угроз и возможностей, своевременно формируя заказчикам актуальные предложения через призму релевантных, надежных и убедительных решений. Фактически, это есть SWOT-анализ сервисов экспедитора согласно Техническому заданию заказчика.
О каких угрозах мы говорим сейчас в первую очередь?
- Начнем с загруженности портов и терминалов, которая на данный момент в Приморском крае составляет более 90%. РЖД продолжают увеличивать вывоз контейнеров, однако время перевалки контейнеров составляет от двух до трех недель. Для ускорения работы часть грузов отправляется из портов в сухие терминалы, с последующей постановкой на железную дорогу.
- Следующее, ограниченная доступность фитиновых платформ и трудности с их своевременной доставкой на станции, если отправление контейнеров в составе ускоренных контейнерных поездов осуществляется с применением полувагонной технологии – смене вида подвижного состава с полувагонов на фитинги. Фитинговых платформ под погрузку контейнеров на Дальнем Востоке не хватает из-за сложившегося дисбаланса в экспортных и импортных потоках. По некоторым данным, речь идет о нехватке более 20 тысяч платформ, что негативно влияет на соблюдение заложенной в графики движения маршрутной скорости.
- Постоянное явление при железнодорожных перевозках – наличие на путях отставленных от движения («брошенных») поездов, находящихся в ожидании подъема, отправления и пропуска к станции назначения. Порядок цифр за первый квартал года, согласно открытой статистике, составил более 14 тысяч временно отстраненных от движения поездов. В утешение можно отметить, что только около 20% приходится на контейнерные поезда. Данные за октябрь говорят о более 200 брошенных поездов по Свердловской железной дороге, по Московской железной дороге – более 300, по Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской железной дороге – более 60. Ожидание, согласно нашим наблюдениям, занимает, в среднем, от 7 до 30 дней.
- Дефицит тяговой силы – хорошо известная системная проблема. Для обеспечения нормального функционирования структуры требуется ввод в эксплуатацию до 680 локомотивов в год, т.е., при нынешнем годовом приросте объема перевозок, более 8200 единиц. И, тем не менее, РЖД оценивают дефицит локомотивов в 1,5 тысячи единиц к концу 2035 года. Еще одной причиной отстранения от движения называют нехватку локомотивных бригад.
- Нельзя не учитывать сезонные погодные риски. Сейчас, на протяжении 7 тысяч км маршрутов с Дальнего Востока в столичные регионы начинается период нестабильных метеоусловий, нормальному движению грузовых поездов могут мешать снежные заносы. Но, в отличие от автодоставки, погода является наименьшим фактором, влияющим на расписание движения, хотя полностью такую вероятность исключить не получается.
- Подготовка к перевозке железнодорожным транспортом некоторых категорий грузов увеличивает общие транзитные сроки доставки, поскольку требует от грузоотправителей разработки МТУ – Местных технических условий в отношении груза, способы размещения и крепления которого не предусмотрены Техническими условиями. Также РЖД накладывают ограничения на перевозку опасных грузов, и, значит, выбор вида транспорта предопределен.
Несмотря ни на что, железнодорожные перевозки продолжают считаться привлекательным решением как для российских, так и китайских партнеров. Интересы китайской стороны наглядно отражаются инвестициями в строительство новых транспортных узлов и терминалов, динамикой выдачи и прекращения преференций и субсидий государством, изменениями в сфере межбанковских платежей и скоростью реакции бизнеса на новые вызовы. В частности, в связи с анонсированной в Китае отменой возврата НДС на некоторые категории экспортных товаров, в настоящий момент мы наблюдаем всплеск активности продавцов, и, как следствие, еще больший рост объемов отгрузки и стоимости перевозки. На прошлой неделе закончились места на конец ноября, ожидание на выходы в декабре занимает от 14 дней.
В прошлых периодах, предложение железнодорожных перевозок для обеспечения плановой и ритмичной отгрузки, в том числе больших партий товаров, было очевидным. В текущее время факторы риска, указанные выше, требуют обязательной оценки ситуации в моменте.
Как профессиональный экспедитор, WELLGO не сводит свою миссию к перепродаже сервисов и услуг самого дешевого и доступного перевозчика, а предлагает обоснованное решение под конкретную задачу заказчика и гарантию его четкого исполнения.