В России наступило календарное лето — период сезонных ставок, упрощённых маршрутов и традиционно загруженных магистралей. Однако, как и год назад, лето обещает быть нестабильным: на фоне геополитических рисков, погодных колебаний, изменения цен на топливо и других «вечных» факторов.
В этом обзоре — ключевые события и сдвиги на рынке логистики. Кратко, честно и по делу.
Морские и ЖД перевозки
Автомобильные перевозки
Новости глобальных рынков
- Прямой морской сервис из Юго-Восточной Азии
- Прямой железнодорожный сервис из Юго-Восточной Азии
- Мультимодальные перевозки через Дальний Восток
- Морские сервисы в другие регионы
Автомобильные перевозки
Новости глобальных рынков

Прямой морской сервис из Юго-Восточной Азии
- Тарифы: О повышение тарифов (GRI - General Rate Increase) на Deep Sea с 1 июня объявили крупные игроки (Hub-Shipping, Torgmoll, Safe Trans, Fesco). Планировалось, что в среднем повышение составит $500-1000/TEU, и к концу мая это спровоцировало временное состояние неопределенности с тарифами, в том числе и для остальных сервисов. Но уже на начало июня становится понятно, что тарифы возвращаются практически к прежнему майскому уровню на фоне не растущего объема грузов.
- Оборудование: В целом, сохраняется стабильный спрос на прямые сервисы до СПб и Новороссийска. Оборудование в наличии, по местам есть овербукинг на ближайшие выходы в начале июня, но далее ситуация с местами хорошая.
- Тренды: В качестве мер повышения операционной эффективности усилился тренд на ротацию флота крупными судоходными линиями – перевод судов на другие маршруты. FESCO, в частности, поставил 3 судна на Новороссийск из Индии (FESCO Indian Line West). По пути – судозаход в Джебель-Али (ОАЭ).
Прямой железнодорожный сервис из Юго-Восточной Азии
- Расписание: Произошли изменения в согласовании расписания отправок ЖД составов по территории Китая. Ранее этот процесс регулировался локальными представительствами China Rail по своему региону, теперь штаб-квартира взяла процесс под свой контроль и осуществляет управление централизовано. В связи с этим, в конце мая ожидаются задержки выхода поездов практически по всем станциям, ориентировочно минимум 5-7 дней.
- Оборудование: Также наблюдается скопление порожних контейнеров в Забайкальске, что вызывает дефицит оборудования на станциях. Ситуация не носит стихийный характер, но задерживает отгрузку готовых товаров на ЖД, например, со станции Xi’an.
- Рост ставок: пока тарифы не меняются, но, учитывая ситуацию с deepsea, возможен рост ЖД тарифов на июнь.
- Сроки доставки без изменений: средний транзит (станция-станция) сейчас ~26–28 дней. Погранпереходы проходят относительно быстро: Забайкальск ~6–8 дней, Алашанькоу ~4–5 дней, без существенных очередей на границе.
Мультимодальные перевозки через Дальний Восток
- Расписание и оборудование: Мультимодальные цепочки (море + железная дорога) через порты Дальнего Востока функционируют без сбоев. Большинство операторов опубликовали расписания отправок из портов Китая и ЮВА, свободные места и контейнеры доступны, ожидание погрузки минимально.
- Перевалка во Владивостоке: Из-за невысокого грузопотока ситуация с постановкой контейнеров на ЖД после выгрузки во Владивостоке остается благополучной: контейнер ставят на поезд в среднем менее чем за 7 дней (до отправки на Москву или Санкт-Петербург).
- Тарифы: Ставки на данном направлении продолжают снижаться как в морской, так и в железнодорожной части цепочки. Уровень фрахта сейчас сопоставим с показателями IV квартала 2023 года. Многие операторы продлили опубликованные тарифы и расписания как минимум до конца мая.
- Транзитное время: Срок доставки по мультимодальной схеме вернулся к «докризисной» норме: порядка 35–40 дней из основных портов Китая до Москвы. О брошенных поездах на этом маршруте не слышно – грузы благополучно едут по графику.
В данный момент на сервисе наблюдается ротация судозаходов, вызванная дефицитом грузов. Перевозчики, в поисках спроса, стараются оптимизировать загрузку своих судов. Существенного влияния на рынок предложения и спроса не ощущается, но увеличивает транзитное время для части не основных китайских портов.
Морские сервисы в другие регионы
- Hub Shipping запустил прямой сервис 2 раза в неделю из портов Бразилии в Санкт-Петербург и Калининград. Эти направления все больше пользуются спросом. С помощью такого решения возможно создавать логистические цепочки из Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Урагвай и т.д.) на мультимодальных сервисах в различные регионы РФ.

Китай
В мае, по сравнению с апрелем, наблюдается небольшой рост тарифов на авиафрахт на 2-3 юаня/кг.
- В среднем, уровень майских тарифов на рейсы пассажирских авиакомпаний составлял 2,20-2,90 USD/kg. Это вызвано тем, что, хотя рынок и постепенно оживает после майского затишья, но спрос на емкости все еще недостаточно велик, и грузовые авиакомпании сокращают частоту полетов и отменяют рейсы, что дает определенную нагрузку на рейсы пассажирских авиакомпаний.
- К концу мая-началу июня тенденция на повышение тарифов сохранилась из-за увеличения объема грузов электронной торговли в связи с приближающимся 618 Mid-Year Shopping Festival. и средний тариф за фрахт составлял уже 3,50 USD/kg.
- Однако, характер груза и его плотность очень сильно влияют на тарифы, которые могут предложить авиаперевозчики. Так, грузы высокой плотности по-прежнему можно вывести менее 2,00 USD/kg.
Турция
С наступлением летнего сезона, в расписании опять появились возможности доставки грузов из туристических направлений.
- Широкими бортами полетели рейсы российских авиакомпаний в Анталию: Southwind , Azur Air, Aeroflot.
- Однако ситуация на направлении Стамбул – Москва только усложняется. В связи с приостановлением Турецкими авиалиниями с начала июня рейсов на широкофюзеляжных бортах прямых решений для отправки грузов на паллетах из Стамбула на текущий момент нет. Также решение доставки через Ашхабад в июне не будет доступно в связи с ремонтным обслуживанием грузового самолета.
- Паллетизированные грузы сейчас можно отправить через Иран или организовать доставку и вылет из Анталии.
- Уровень тарифов приятный и находится в пределах 1,2-1,5 USD/кг для вылетов из Анталии и 2,5-3,5 USD/кг для вылетов из Стамбула.
Объединённые Арабские Эмираты
25 мая состоялся последний полет широкофюзеляжного пассажирского борта из Дубая. Высокий туристический сезон в ОАЭ закончился, а, значит, авиакомпании перешли на летнее расписание с заменого типа бортов.
- Небольшие грузы все еще можно будет отправлять прямыми рейсами российских авиакомпаний, но основной опцией для перевозки грузов на паллетах будут регулярные и чартерные грузовые борта.
- Прогноз по тарифам на эти рейсы 4,5-50 USD/кг на летний период.
Индия
В отличие от других торговых направлений, на индийском направлении нет существенных колебаний тарифов и выраженной сезонности.
- Уровень тарифов по-прежнему, стабилен и держится на уровне 4,0-5,0 USD/kg.
- Прямое авиасообщение поддерживается сейчас только рейсами Аэрофлота с вылетом из Дели и грузовым рейсом авиакомпании Волга-Днепр.
- Прямые рейсы Гоа-Москва пока приостановлены. Рабочими опциями остаются транзитные рейсы Mahan Air, Uzbekistan Airways, Vietnam Airlines и другие.

Китай
В мае стоимость автоперевозок, относительно апреля, сохраняет стабильность.
Средняя стоимость по маршруту Шанхай – Москва 9000 USD/тент.
На границах между Китаем и Казахстаном с каждым ждем осложняется ситуация с электронной бронью на въезд на приграничный склад, на текущий момент сроки заказа слота на въезд на основных переходах:
Так же наблюдается увеличение присутствия китайских перевозчиков, готовых осуществлять доставку прямыми машинами как в Казахстан, так и в РФ.
Основной переход между РФ и Китаем – Манчжурия/Забайкальск. Бронирование очереди на въезд – 3 недели. прохождение границы 1-2 дня. Преимуществом данного перехода является беспрепятственный транзит грузов 84 группы товаров.
Так же 2 июня в Китае праздничный день, некоторые отправители не работают с 31 мая по 3 июня. Переход Манчжурия/Забайкальск будет работать в стандартном режиме, переходы через Казахстан не работают 2 июня.
Средняя стоимость по маршруту Шанхай – Москва 9000 USD/тент.
На границах между Китаем и Казахстаном с каждым ждем осложняется ситуация с электронной бронью на въезд на приграничный склад, на текущий момент сроки заказа слота на въезд на основных переходах:
- Алашанькоу/Достык – бронирование очереди минимум за месяц, платная бронь за 2 недели
- Хоргос/Алтынколь – бронирование очереди минимум за месяц, платная бронь за 2 недели
- Бахты/Таченг – бесплатный слот за 3 недели, платный за 2 недели
- Зимунай/ Майкапчигай – бронирование очереди за 2-3 недели
Так же наблюдается увеличение присутствия китайских перевозчиков, готовых осуществлять доставку прямыми машинами как в Казахстан, так и в РФ.
Основной переход между РФ и Китаем – Манчжурия/Забайкальск. Бронирование очереди на въезд – 3 недели. прохождение границы 1-2 дня. Преимуществом данного перехода является беспрепятственный транзит грузов 84 группы товаров.
Так же 2 июня в Китае праздничный день, некоторые отправители не работают с 31 мая по 3 июня. Переход Манчжурия/Забайкальск будет работать в стандартном режиме, переходы через Казахстан не работают 2 июня.
Европа
Стоимость перевозки в тентованных полуприцепах стабильна, на протяжении месяцев цены не меняются.
- Германия – Москва 4000 евро/тент
- Стоимость перевозки грузов, требующих поддержания температурного режима в среднем на 1000 евро/ТС дороже чем грузов без режима. Спрос на рефрижераторные полуприцепы всегда выше.
- Очередей на выезд из ЕС на текущий момент нет, среднее время прохождения границы 6 часов.

- Израильский порта Хайфа опять под блокадой со стороны хуситов, возникают риски роста страховых ставок для маршрутов через Средиземноморье.
- Вместе с тем, администрация Суэцкого канала устанавливает скидку 15% для контейнеровозов высокой грузоподъемностью, чтобы вернуть потерянные грузопотоки. Повлияет ли это на решения лидеров грузовых перевозок покажет время.
- В 17-й пакете санкций ЕС - порт Новороссийска. Также ограничения коснулись портов Астрахани, Махачкалы, Приморска и Усть-Луги.
- Анонсировано, что с 1 сентября 2025 года Минтранс вводит Единый транспортный документ, т.е. унифицированную форму, которую должны заполнять те, кто оказывается комплексную услугу смешанной перевозки (море, жд, авто). Эта новость – в центре обсуждения логистическим сообществом.
- Объемы импортных и экспортных грузов РФ продолжают снижаться. О наступившем кризисе говорят кадровики логистических компаний в свете того, что зарплаты не растут, появляется излишек рабочей силы и часть соискателей принимает решение не возвращаться в логистику после увольнения.
- Правительство анонсировало планы до 2050 года по развитию судовой инфраструктуры, где главная цель – строить больше грузовых судов различного предназначения. При этом, Российский Морской Регистр судоходства говорит о существенном снижении темпа производства контейнеров в РФ (в 1 квартале минус 19%). Рост показывают лишь изотерические контейнеры, вдобавок ведется разработка собственных инженерных решений контейнеров для гелия, жидкого водорода и т.п. Информация к размышлению.
- Впервые с 1975 года Maersk объявил новом цветовом решении своего контейнерного оборудования. Теперь контейнер будет полностью лазурного цвета. Красиво, только «живьем» мы увидим их, наверное, еще не скоро.
- В РФ продолжает снижаться производство грузовых вагонов. Среди объяснений указываются, в частности: продление срока эксплуатации текущего парка, отсутствие стимула инвестировать в эту отрасль в среднесрочной перспективе, отсутствие места для нового подвижного состава на текущей инфраструктуре РЖД.
- Существенного падения объема перевозок контейнеров по сети РЖД в январе-апреле 2025 года не случилось, не смотря на некоторые прогнозы, но и роста тоже нет – минус 0,4% назовем стабильным продолжающимся трендом.