Эту тему активно обсудили представители медицинских компаний и дистрибуторов на совместном бизнес-завтраке WELLGO и «Меллинг, Войтишкин и Партнеры», посвященный импорту и дистрибуции медицинских изделий.
17 июня 2025 года в Москве состоялась встреча, организованная WELLGO совместно с «Меллинг, Войтишкин и Партнеры», на которой обсуждали актуальные вопросы таможенного оформления медицинских изделий.
На мероприятии подробно обсудили правомерность включения в таможенную стоимость вознаграждения платежных агентов, особенности учета курса валют при определении таможенной стоимости, проблематику отказа в предоставлении налоговых преференций в отношении медицинских изделий и принадлежностей к ним, особенности классификации медицинских изделий в соответствии с ТН ВЭД. Эксперты дали рекомендации по формированию правовой позиции, провели анализ судебной практики.
Эксперт WELLGO рассмотрел показательный кейс о практической сложности процесса принятия решения при отнесении медицинских изделий к товарам, подлежащим обязательной маркировке.
Перечень товаров, подлежащих маркировке, установлен положениями распоряжения Правительства N 792-р от 28.04.2018г. и он достаточно обширный. При определении товаров, подлежащих маркировке, необходимо руководствоваться одновременно кодом ОКПД 2 и кодом ТН ВЭД ЕАЭС.
Особенностью медицинских изделий применительно к маркировке является тот факт, что код ОКПД 2 заявлен в Регистрационном удостоверении (РУ) Росздравнадзора, которое предоставляется в таможенные органы для получения налоговых преференций.
И если наименование медицинского изделия и его код ТН ВЭД соответствуют перечню, установленному распоряжением 792-р, а код ОКПД 2 в РУ отличается, какое решение в части маркировки следует принять – относятся ли товары к перечню товаров, обязательных к маркировке.
Такая ситуация не уникальна. ОКПД 2, общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, достаточно часто претерпевает изменения, а РУ выдается бессрочно. Поэтому в ряде случаев ОКПД 2 в РУ может не соответствовать актуальному в настоящий момент классификатору продукции. Так, в РУ может быть указан ОКПД 2 32.50.50.190 - Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки, несмотря на то, что классификатором предусмотрен конкретный код на регистрируемую продукцию.
В рассматриваемом случае ОКПД 2 «прочих» медицинских изделий не включен в перечень кодов изделий, подлежащих маркировке, однако не препятствует получению льгот на таможенный НДС.
Мы полагаем, что поскольку определение кода ОКПД 2 в соответствии с п.13 Постановления Правительства №733 от 07.06.2019 г. осуществляется заявителем самостоятельно, и его определение и присвоение не входит в компетенцию Росздравнадзора при регистрации медицинского изделия, то код ОКПД 2, указанный в Регистрационном удостоверении не следует рассматривать в качестве «решения о классификации» применительно к вопросу о необходимости маркировки медицинского изделия.
Однако на практике, ввоз товара без маркировки создает риски отказа в выпуске и/или привлечения к административной ответственности по ст.15.12 КоАП РФ.
На сегодняшний день решения, которое стало бы универсальным или единственно верным, нет. Вместе с нашими клиентами мы проводим всесторонний анализ ситуации и выбираем вариант, оптимальный для конкретного случая: от получения разъяснений от операторов системы «Честный знак» по требованиям к обязательной маркировке, или замены кода ОКПД 2 в РУ, вплоть до подготовки апелляции в таможенные органы для снижения рисков задержки выпуска товаров и штрафных санкций.