Новости

WELLGO на круглом столе AmCham "ВЭД, логистика и транспорт: вызовы и возможности"

Мероприятия
27 мая 2025 года Американская торговая палата провела круглый стол на тему «ВЭД, логистика и транспорт: вызовы и возможности».
В мероприятии приняла участие генеральный директор и основатель WELLGO Наталья Бочкова, которая представила аналитический обзор текущей ситуации на рынке. Круглый стол был открыт президентом AmCham Робертом Эйджи и проходил под модерацией Александра Косова, сопредседателя Комитета по таможне и транспорту AmCham. Среди спикеров выступили:
Ольга Лифанова, руководитель направления по таможенному комплаенсу RCIS, GE HealthCare и сопредседатель Комитета по таможне и транспорту AmCham, открыла презентационную часть с докладом о снижении рисков в операциях импорта/экспорта. Она выделила два ключевых элемента системы управления рисками:
  • внутренние процедуры, регламенты, обучение и коммуникации;
  • операционная отчётность и управление поставщиками.

Отдельное внимание она уделила дью-дилиженсу таможенных представителей и системе KPI.

Ольга также рассказала о глобальном подходе компании к классификации продукции, сделав акцент на централизации и систематизации архивов. Она подчеркнула важность мониторинга законодательных изменений и оценки их влияния на бизнес. Несмотря на технический характер, доклад вызвал большой интерес у аудитории.

Наталья Бочкова, генеральный директор и основатель группы компаний WELLGO, представила широкий анализ текущей ситуации на логистическом рынке, особенно акцентируя внимание на рисках и проблемных зонах.

Среди основных угроз она выделила:
  • усиление санкционного контроля,
  • ужесточение требований к перевозчикам,
  • блокировки международных платежей.

Логистические компании сталкиваются с постоянно меняющимися условиями: выбор перевозчиков и маршрутов, нестабильность маршрутов, тарифная политика. Глобальный протекционизм и политическая поляризация существенно ограничивают рынок. Несмотря на регионализацию внешней торговли России и ориентацию на Восток, глобальные тренды влияют как на стоимость перевозок и доступность оборудования, так и создают высокие административные издержки.

Кроме того, российский бизнес в первом квартале зафиксировал серьезное охлаждение экономики, что вызвало сильные колебания цен на направлении Китай-Россия. Дополнительные регуляторные требования к маркировке, подтверждению происхождения товаров и повышенным пошлинам также вызывают обеспокоенность.
Наталья предложила алгоритм действий для грузоотправителей, который поможет повысить качество транспортных услуг:
  • Определить приоритеты поставок: скорость, стоимость, регулярность, маршрут, качество. Составлять план A, B, а лучше и C.
  • При оценке решений учитывать полную стоимость: включены ли все услуги и дополнительные затраты
  • Проверять наличие плана транспортировки, сроки, параметры качества, отслеживание, согласовывать порядок взаимодействия
  • Убедиться, что у поставщика есть опыт работы на нужных направлениях и с подобными грузами, внедрена система управления качеством, а субподрядчики проходят регулярный аудит и валидацию.
Также Наталья представила краткий обзор четырёх ключевых торговых маршрутов: Россия–Китай, Россия–Индия, Россия–ОАЭ и Россия–Турция (авиа и морские перевозки). Подробности по этим направлениям компания WELLGO готова обсудить по запросу.
В завершение она отметила, что ключевые компетенции для WELLGO сегодня — устойчивость и адаптивность. Компания активно развивает цифровые решения, регулярно анализирует рынок, оценивает риски и планирует альтернативы. Раннее вовлечение всех участников, гибкие условия оплаты и стремление к позитивным изменениям становятся конкурентным преимуществом.

Дмитрий Кириллов, партнёр юридической фирмы Lidings, затронул актуальную тему международных валютных расчётов. Он проанализировал различные способы оплаты: агентские схемы, банковские переводы и криптовалюту, с разбором их плюсов и минусов.

В условиях экономических сложностей некоторые компании начали использовать криптовалюту — Дмитрий подробно описал этот опыт.

Он объяснил принципы работы криптовалют, привёл примеры стейблкоинов (USDT, USDC, Tether Gold) и упомянул цифровые валюты центральных банков, включая цифровой рубль.

Далее он предложил гипотетическую модель торговли с использованием криптоактивов. При этом отметил: компании, решившие использовать криптовалюту, должны разработать полноценную систему бухгалтерского учёта. Также важно учитывать налогообложение, таможенное регулирование и оценку стоимости криптоактивов. Ещё один критически важный фактор — позиция Банка России, которая пока остаётся настороженной.

Висита Шидаев, старший специалист в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в контексте таможенного регулирования (TKM Consulting), рассказал о контрафакте в текущих экономических реалиях.

Основная проблема — ввоз контрафактной продукции под видом параллельного импорта. Недобросовестные импортеры оформляют декларации соответствия на основании поддельных контрактов. Таможня не может отличить оригинал от подделки. В 2022 году объём контрафакта достиг $22 млрд. Рост маркетплейсов только усугубил ситуацию.
Рекомендации от Виситы:
  • регистрация прав в Роспатенте, WIPO;
  • внесение в ТРОИС (Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности РФ);
  • обучение сотрудников ФТС и правоохранительных органов по выявлению контрафакта.

Анастасия Анискина, консультант департамента складской и индустриальной недвижимости CMWP, представила обзор ситуации на рынке складской недвижимости Москвы. Вкратце: рынок стабилизировался, рост ставок приостановлен, наблюдается замедление расширения бизнеса. Основной спрос сейчас — со стороны производства и e-commerce. Появляются крупные блоки по 20 000 м², но в основном это субаренда от e-com и многоканального ритейла. Рост арендных ставок соответствует инфляции.

Дмитрий Долгих, CPO компании Agora Freight, рассказал о применении ИИ в грузоперевозках и управлении тарифами. Он начал с трудностей:
  • GDPR в ЕС,
  • разные стандарты документов,
  • языковые барьеры,
  • киберугрозы и слабая IT-инфраструктура в ряде стран.

Была проведена демонстрация расчётов на ChatGPT, Gemini, DeepSeek и MS CoPilot — разброс стоимости за один и тот же груз составил от нескольких сотен до $5000. Это подчёркивает ограниченность универсальных ИИ-решений.

В качестве альтернативы был представлен внутренний инструмент Agora с автоматическим заполнением тарифов и ставок. Дмитрий кратко обрисовал перспективы использования ИИ в отрасли.
В целом, встреча охватила широкий круг тем, связанных с транспортом и таможенным регулированием, и прошла на высоком профессиональном уровне.

Группа компаний WELLGO выражает благодарность Роберту Эйджи и команде AmCham за организацию, а также всем спикерам за содержательные выступления!